Муниципальное образованое учреждение  Кабанская  средняя общеобразовательная школа

Программа развития

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемно-ориентированный анализ

Характеристика микросоциума школы

 Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:

Село «стареет», численность учащихся существенно снижается. Анализ контингента учащихся на 2005 – 2007 гг. показывает, что он сократился на 16%. Поэтому задача школы – создать комфортные условия для учебы, развития и воспитания всесторонне развитой личности.

На основе изучения социума школы, учитывая, что в селе нет других образовательных учреждений для детей, и оно удалено от крупных культурных центров, можем сделать вывод, что необходимо по максимуму использовать потенциал, имеющийся  в школе, селе, районе.

 

Анализ методической службы школы

Методическая служба школы определяет качество работы педагогического коллектива: от того, как она поставлена, в какой форме проводится, какими технологиями обеспечивается, зависит, в конечном итоге, качество обученности школьников.

         А потому научно-методическая работа прежде всего направлена на оказание своевременной помощи начинающим педагогам, в овладении новыми современными технологиями учителей - стажистов, на совершенствование  методов и приемов обучения, дающим качественные результаты обучения. Методическая работа в школе осуществляется через работу Методического совета, в который входят руководители всех методических объединений и учителя, имеющие высшую квалификационную категорию.

         В задачи методического совета входит осуществление и координация методической работы.

         Методический совет проводит свои заседания не менее 4-х раз в год и рассматривает следующие вопросы:

¾   преемственность дошкольного и начального звена обучения;

¾   преемственность начального и среднего звена;

¾   профильное обучение;

¾   подготовка к тематическим педсоветам;

¾   смотры кабинетов;

¾   обобщение передового педагогического опыта;

¾   анализ деятельности методических объединений;

¾   дополнительное образование:

¾   утверждение программ, положений, тем, сроков тематических декад, взаимопосещение уроков.

Принципами деятельности методического совета являются:  

¾   уважение к личности учителя;

¾   работа на доверии;

¾   равные  условия в работе и индивидуальном подходе.

Руководители М.О., члены методсовета оказывают необходимую помощь    при проведении открытых  уроков, конкурсов.

За последние три года на базе школы проведены:

¾   районный семинар завучей «Реализация программ повышенного уровня»

¾   районные семинары учителей русского языка, математики, физики, биологии, географии, технического обучения, иностранного языка.

В школе работает «Клуб молодых учителей», составлена программа работы с начинающими учителями; проводятся открытые уроки для молодых педагогов и 2 раза в год каждый молодой специалист предлагает на обсуждение свой открытый урок.

Для молодых учителей проводятся семинары по оформлению документации, составлению планов, образовательных программ.

Методическая работа проводится и внутри методических объединений. Проводятся заседания М.О., заслушиваются доклады или сообщения по наиболее трудным темам программы, по внедрению в практику работы новых технологий, методов или приемов.

За последние три года проведены педсоветы со следующей тематикой:

¾   «Адаптивная система обучения и ее преимущества».

¾   «Учебно-дидактические игры и их роль в развитии познавательной активности школьников».

¾   «Личностно- ориентированный урок, - каков он?»

¾   «Погружение в предмет»

¾   «Урок ХХ1 века» и другие

Ежегодно школа принимает участие в конкурсе «Учитель года» и в 2001-2002 уч. году имели победителя в районном конкурсе в лице Халтуевой Э. Ж., которая принимала участие в республиканском конкурсе и заняла  6 место. Хорошо выступал на данном конкурсе Швецов Д.С., который занял 2 призовое место. Победителем конкурса в 2006 году стала Гвозденская А. В.

Ежегодно в школе проводят смотры учебных кабинетов, которые оцениваются по следующим параметрам: озеленение кабинета,  уют в кабинете, сохранность мебели, санитарное состояние, накопление дидактических материалов, оформление кабинета, участие родителей в обновлении кабинета.

В школе функционирует 26 факультативов, практически по всем предметам, учащиеся 9-11 кл. имеют возможность углубить свои знания.

Проводятся элективные курсы

«Курс молодого избирателя»,  руководитель Петчинова М. В.

«Начертательная геометрия», руководитель Графеева Н.И.

«Экологическая теория»,  руководитель Никитина Л.А.

         Традиционно проводят в школе предметные декады, в период которых проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, (план проведения  внеклассных мероприятий вывешивается и для учителей, и для учащихся и носят массовый характер).

         Во время декады проводятся вечера, классные часы, игры, викторины, посиделки, праздники и др.

         Результатами методической работы является высокий уровень подготовки школьников в районной,  республиканской олимпиадах и в конференциях «Шаг в будущее».

 Анализ успеваемости школы за последние три года

 Успеваемость по школе за последние три года растет за счет индивидуальной работы со слабыми учащимися, кропотливой работы  педагогического коллектива с пропусками уроков без уважительных причин, повышения методического  роста учителей.

 Успеваемость  знаний за последние три года

Качество  знаний за последние три года

            Диагностика успеваемости показывает, что в школе наблюдается постоянный рост учащихся, занимающихся на «4-5». Рост хорошистов за последние годы просматривается за счет резерва (т.е. учащихся, имевших ранее по одной и две тройки).

В этом плане следует отметить работу классных руководителей с учителями- предметниками и родителями.

Постоянный рост качества знаний по школе положительно повлиял и на результаты участия в районных и республиканских олимпиадах.

Число участников, занявших призовые места в районной олимпиаде по годам:

 Победители районной и участники республиканской олимпиады

 Из диаграммы видно, что количественный состав кабанских школьников, принимающих участие в республиканской олимпиаде, внушителен.

В первую десятку на республиканской олимпиаде вошли

 

2003-2004 уч.год

4 человека

2004-2005 уч.год

4 человека

2005-2006 уч.год

4 человека

 Заняли призовые места в республике

 

2003-2004 уч.год

2 чел

Оскорбин Игорь (биология) – III

Попов Сергей (история) - III

2004-2005 уч.год

1 чел

Оскорбин Игорь (биология) – II

 

2005-2006 уч.год

2 чел

Оскорбин Игорь (биология) – I

Округина Саша (экология)- III

2006-2007 уч.год

2 чел

Оскорбин Игорь (биология) – I

Округина Саша (экология)- I

 В школе есть призер Российской олимпиады по биологии в 2005-2006 уч. году - Оскорбин Игорь (диплом II степени).

Школа ежегодно принимает участие в республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» 

Год

Ф. И. О.

Предмет

Место

Руководитель

2003-2004 уч.год

Гончарова Катя

Анг. язык

III

Смирнова. Е. В.

Карнышева Таня

Математика

III

Фролова Л. И.

2004-2005 уч.год

Зяблов Саша

Информатика

II

Муссонов Г. П.

2005-2006 уч.год

Волкова Женя

Информатика

V

Гвозденская А.В.

Конева Оля

Математика

V

Фролова Л. И.

Школа  ежегодно выпускает медалистов, и все выпускники-медалисты обучаются на бюджетной основе. 

Учебный год

Всего медалей

Серебро

Золото

2002-2003

5

4

1

2003-2004

10

6

4

2004-2005

9

6

3

2005-2006

1

1

 

 Нужно отметить, что большой процент выпускников гимназических классов связывают свое будущее с дальнейшим изучением иностранных языков.

 Психологическая диагностика 

В школе работает социально-психологическая  служба. Составляются диагностические карты: входная, промежуточная и выходная диагностики.

Основные сведения о ребенке получают на основе психологической диагностики, нацеленной на системный анализ картины психического развития ребенка.

В практической работе используются разные диагностические обследования:  

¾   диагностика познавательной сферы и обучаемости: диагностика уровня интеллекта (методика определения уровня умственного развития «Методика ГИТ», «Интеллектуальная лабильность», «Матрицы Равена»); диагностика математических и лингвистических способностей подростков («Числовой субтест теста Азейнка», «Словесный субтест теста Азейнка»);

¾   диагностика психических процессов: внимание («Методика Буддона», «Корректурная проба», «Методика Мюнстерберга»), память («Методика А. Р. Лурина»), мышление («Методика матрицы Равена», «Вопросы-ответы», «Реши быстрее», «Дорисуй»);

¾   диагностика индивидуально-типологических особенностей («Темп и работоспособность», «Темпинг тест Ильина»);

¾   диагностика эмоционально-личностной сферы (тест «Школьной тревожности Филлипса», личностный тест Р. Кеттелла, изучение направленности личности методика В. Смекала, М. Кучера);

¾   диагностика мотивационно-волевой сферы (методики «Изучение мотивации учебной деятельности», «Изучение отношения к учебным предметам», «Изучение мотивов учебной деятельности», «Способности школьника», «Определение творческих наклонностей у школьников», «Изучение общей самооценки» по Г. Н. Казанцева);

¾   диагностика межличностных отношений (методики «Выбор», «Социометрия», «Тест незаконченных предложений» модификация В. Михало, «Рисунок семьи»);

¾   диагностика профессиональной направленности старшеклассников (анкетирование «Жизненное самоопределение учащихся», ДДО «Я предпочту» Е. А. Климов, тест Д. Голланда «Определение типа личности», «Карта интересов», методика Л. А. Йовайши, «Призвание», «Профессиональная ориентация»).                

Одним из основных направлений является работа в классах коррекции. Ключевым направлением является коррекционно-развивающая работа по развитию психических процессов у детей с ЗПР (мышление, внимание, память и т.д.)

Системная работа на протяжении нескольких лет указывает на рост уровня развития психических процессов у школьников с ЗПР, это можно увидеть на диаграмме:

 

Уровень психических процессов (мышление, внимание, память) – обычный класс

 

По результатам данных обследований учащихся данного класса можно сделать вывод, что у ребят наблюдается рост уровня психических процессов (мышление, внимание, память).

Рейтинг направлений и интересов учащихся 7-11 классов распределился следующим образом:

Вывод: высокие показатели интересов и склонностей в областях: филология, обществознание и естествознание. 

Уровень воспитанности учащихся 

Эффективность воспитательного процесса – это соотнесённость полученных результатов с целями и достижениями в воспитательной практике.

Для определения эффективности воспитательной системы школы был подобран комплекс различных анкет.

Опрошены учащиеся 8 – 11 классов. Необходимо было провести оценивание жизни школы, используя три оценки: «+» - улучшение, «-» - ухудшение, «0» -  нет изменений.

Результаты получились следующие 

ВОПРОС АНКЕТЫ

«+»

«-»

«0»

1. Проведение общешкольных дел

93,4%

0%

6,6%

2. Традиционных

59%

10,5%

30,4%

3. Центровых

56%

13%

31%

4. Проведение классных дел

50,6%

19%

30,4%

5. Дежурство по школе

49%

15%

36%

6. Порядок в классе

54%

16%

30%

7. Работа кружков, секций

50,4%

9,6%

41%

8. Вечера для старшеклассников

61%

7,4%

31,7%

дущие мотивы школьников. Из ведущих мотивов деятельности учащихся преобладающими  являются общественные мотивы – 52%, личностные мотивы – 48%.

 Ученическое самоуправление 

В школе создана создания Школьная демократическая республика «Гольфстрим» со всеми её атрибутами, были проведены выборы президента республики и парламента,  максимально приближенными к реальной жизни.

За это время налажена тесная связь с представителями Байкальского Благотворительного Фонда и активом детской демократической республики г. Улан-Удэ «Димип». Специалистами этого фонда проводился двухдневный семинар для актива нашей школы по программе «Гражданско-правовое воспитание подростков. Я - гражданин». А в мае уже наши учащиеся посетили г. Улан-Удэ с целью учебы по программе «Новая цивилизация». В апреле 2006 года активисты самоуправления школы прошли обучения по программе «Школа молодого лидера», а в августе на базе летнего оздоровительного лагеря «Орленок» в течение недели продолжили свое обучение.

Постоянно осуществляются социально значимые проекты: ярмарка сбора средств детям из малообеспеченных семей «Школьный набат», проведены культурно-массовые мероприятия, экологические акции, шефство над детьми, проживающими в Центре помощи семье и детям  и т.д.

Работа с родителями 

Основной целью данной деятельности является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Система работы педагогов с родителями предусматривает вовлечение их в родительские ассоциации в виде родительских комитетов классов, Попечительского совета и Управляющего совета школы, куда входят наиболее опытные и инициативные родители. Родители работают на основе Положений о Попечительском и Управляющем советах школы. Сотрудничество педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе состоит:

ü     В организации совместных творческих дел.

ü     В помощи в укреплении материально-технической базы.

ü     В организации родительских патрулей.

ü     В индивидуальном шефстве над неблагополучными семьями, подростками.

ü     В разработке инновационных проектов.

 Анкетирование среди выпускников школы показало, что:

1.     большинство ребят видят смысл образования в самосовершенствовании, самопознании, получении новых знаний, реализации себя как личности, подготовке к поступлению в ВУЗ, получении впоследствии престижной профессии;

2.     за время обучения была и неудовлетворенность от непонимания учителей, большой учебной нагрузки, нехватки времени, низкой материальной и информационной обеспеченности школы;

3.     в общешкольной жизни 60% учащихся являются активными участниками происходящего и достойными исполнителями, 30% ребят считают себя увлеченными зрителями и лишь 10%  – лидерами и организаторами;

4.     наиболее яркие впечатления у учащихся оставили такие мероприятия, как Новогодние представления, День Самоуправления, фестиваль иностранных языков, День Святого Валентина, конференция «Шаг в будущее», выборы школьного самоуправления, помощь детям,  посвящение в гимназисты, День Здоровья, спортивные соревнования,  КВН и т.д;

5.     своими главными достижениями за годы учебы ребята считают: успехи в учебной деятельности, победы на олимпиадах и конференциях, спортивные достижения;

6.     ребята считают, что обучение в школе повлияло на устойчивое формирование таких положительных качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, воспитанность, уважительное отношение к окружающим, упорство, правильное восприятие критики, чувство справедливости, ответственности, трудолюбие, тяга к знаниям, целеустремленность, коммуникативность, гуманность;

7.     необходимо отметить, что за годы учебы большинство классных коллективов сплотились, между одноклассниками в основном сложились теплые, дружеские отношения, однако у некоторых учащихся имеются проблемы в отношениях со сверстниками.

Дети стремятся к радости и счастью. Что же вызывает их пессимистичное жизнеощущение? Исследование анкеты «Значимые условия жизни  как причины неудовлетворенности учащихся» показывают, что наибольшую степень неудовлетворенности вызывают чувства социальной незащищенности дома, в школе, на улице.

В школе пока еще остаются следующие нерешенные проблемы:

ü     Не всем классным руководителям и учителям-предметникам удалось глубоко изучить личность каждого ученика, его склонности, интересы, способности. Поэтому есть дети, не охваченные никакой деятельностью во II-й половине дня, есть дети, склонные к правонарушениям и оставленные на второй год;

ü     Не всеми классными руководителями изучены возможности социума и установлена тесная взаимосвязь с родителями;

ü     Необходимо совершенствовать  ученическое самоуправление;

ü     Совершенствовать туристско-краеведческую работу, способствующую воспитанию гражданско-патриотических качеств;

ü     Создание условий  для воспитания в учащихся таких качеств, как милосердие, сострадание, уважение человеческого достоинства, терпимость к чужим мнениям и верованиям.

 Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

 Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику как к гражданину.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению:

¾   Государство (Россия, Республика Бурятия, которые формируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования);

¾   МО СП «Кабанское»;

¾   Учащиеся;

¾   Родители;

¾   Педагогическое сообщество.

С точки зрения Государства, к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

¾   оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психологического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

¾   усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;

¾   обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей учащихся;

¾   совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;

¾   информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников, как основы информационной культуры личности.

Перечисленные выше направления являются актуальными и востребованными компонентами образовательного процесса нашей школы.  Ученики, родители и педагоги видят свое образовательное учреждение как открытое культурно-информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для развития толерантности всех субъектов образовательного процесса.

МО СП «Кабанское» хотело бы:

¾  привлечение школьников к социально значимым проектам проводимых совместно с поселением;

¾  создание общественной молодежной организации и её участие в местном самоуправлении;

¾  привлечение учащихся в развитие туризма в районе.

Родители учащихся  хотят, чтобы школа обеспечивала:

¾   сохранение и укрепление здоровья детей;

¾   возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

¾   качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

¾   создание условий для развития толерантной культурно развитой личности школьника;

¾   формирование информационной грамотности и овладение современными информационными технологиями;

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

¾   было интересно учиться;

¾   имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, культурного общения и самореализации;

¾   имелись условия для освоения современных информационных технологий;

¾   имелась база для изучения наследия родного края.

Педагоги ожидают:

¾   создания в школе  комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

¾   улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

¾   создания условий для творческой самореализации профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа, и которые определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются:

¾   модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

¾   создание в рамках школы открытого культурно-информационного образовательного пространства;

¾   создание условий, обеспечивающих развитие толерантности всех субъектов образовательного процесса;

¾   внедрение технологий здоровьясбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

 

Проблемы школы и способы их решения

Внешние (социально-значимые) и внутренние (школьные) проблемы, вызвавшие необходимость разработки  данной программы.

 

Проблемы

Способы решения

Обострение этнических и религиозных конфликтов в мире и стране, необходимость предупреждения межнациональных проблем

Раскрытие особенностей, традиций и ценностей различных этнокультурных групп через усиление воспитательной роли школы и социума в целом; расширение социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовно развитой, толерантной личности

Взаимодействие людей в условиях культурного и национального разнообразия

Внедрение в реальную педагогическую практику образцов толерантного поведения и взаимодействия посредством просветительских и образовательных программ во всех слоях общества

 

Слабая вовлеченность образовательных учреждений в федеральные  и государственные программ по толерантности и предупреждению экстремизма

Повышение информированности коллектива школы в данной области, овладение современными методами и формами

Недостаточная осведомленность учителей в области толерантной культуры и воспитания

Повышение общей культуры, профессиональное совершенствование, повышение квалификации

Загруженность, уплотненность существующих образовательных программ; большая разветвленность предметов и курсов

Оптимизация и актуализация образовательного процесса, подчиненность отдельных программ и курсов общей цели, создание новых

Слабая востребованность имеющихся общедоступных информационных ресурсов о культурном наследии

Создание открытого информационно – образовательного пространства, способствующего формированию и развитию толерантной личности

Необходимость формирования партнерства и межсекторного взаимодействия  в различных областях жизни, культуры, духовности

Включение школы в структуру межсекторного взаимодействия  в местном социуме

 

 Концепция развития школы 

При формировании концепции будущего нашей школы мы должны прежде всего уточнить свое понимание «миссии» школы, т. е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необходимости реализации  стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.

Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено.

Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так называемой школы навыков) в школу – центр толерантности культур – это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Программа «Толерантность» является стратегической концепцией гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, признанной создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в сообществе нашего региона.

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:

1. Идея обновления  образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).

2. Идея построения школы как открытого информационного пространства.

3. Идея развития толерантной личности всех субъектов образовательного процесса.

4. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

5. Идея медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Выстраивая собственную концепцию развития школы, мы ориентируемся на то, что к основным функциям гражданского общества можно отнести создание среды, с которой формируется активная позиция человека; объединение индивидуумов для решения общих задач; решение конфликтов в обществе в рамках цивилизованного диалога; влияние на государственные институты с позиции демократических норм и ценностей в обществе; совместное решение социальных проблем.

Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами:

1. Гражданские (знание своих прав и обязанностей, осознанность своих поступков, правдолюбие, долг и ответственность);

2. Нравственные (понятие чести, выдержка, умение жить в коллективе, взаимопонимание, взаимовыручка);

3.Интеллектуальные (эрудированность, владение новыми информационными технологиями, использование их на практике, способность к самосовершенствованию);

4. Общая культура (приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям).

Таким образом, программа развития школы ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной, мобильной толерантной личности.

Основные направления реализации программы развития школы

Одним из шагов по реализации Программы развития Кабанской школы является проект

 «Культурное наследие Земли Байкальской» 

Постановка проблемы, обоснование проекта.  

Необходимость данного проекта органично вытекает из социального заказа, сформулированного в Программе развития школы. Авторы проекта основываются также на убеждении о том, что раскрытие особенностей, традиций и культурных ценностей отдельных территорий и этнокультурных групп способствует воспитанию патриотических чувств и формированию толерантной личности. В первую очередь, речь идет о знании истории и культуры родного края и народов Бурятии.

Вместе с тем, необходимо признать, что культурное наследие края, при соответствующем грамотном подходе, становится экономической категорией. Свои перспективы на ближайшие десятилетия Республика Бурятия связывает с развитием Байкальского туризма, созданием на ее территории особой экономической зоны «Байкал». Географическое расположение Кабанского района, его близость к Прибайкальскому району, культурно-историческая общность этих двух административных субъектов, позволяют прогнозировать будущую востребованность выпускников Кабанской школы на туристско-ориентированном рынке труда. В связи с этим, наш проект имеет особую актуальность и значимость. 

Цели проекта: 

·        Изучение, сохранение и использование культурного наследия края для воспитания духовно развитой толерантной личности;

·        Творческая самореализация учащихся через вовлечение в туристско-ориентированную исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность. 

Задачи,  направленные  на достижение этой цели:

1.     Воспитать в детях интерес к культурам русских и бурят, уважение к чужим мнениям, верованиям.

2.     Создать атмосферу качественного образования;

а) изучение национальных культур

б)углубленное изучение английского языка

в)реализовать инновационные образовательные программы по следующим направлениям:

·        Край родной Кабанский (православие);

·        Развитие шаманизма на территории Бурятии;

·        История буддизма;

·        Байкал-гео;

·        Region Study;

·        Литература Бурятии;

·        Памятники культуры Бурятии

Образовательные программы прилагаются

                    г)  создание информационно образовательного центра

3.     Представить возможность учащимся самореализоваться во внеурочной деятельности;

4.     Формировать здоровый образ жизни школьников.

 

Для реализации цели и задач программы имеются следующие условия:

·        выгодное географическое положение с. Кабанск;

·        функционирующая в режиме постоянного развития сельская школа

·        квалифицированный педагогический коллектив и научные руководители из БГУ;

·        наличие гимназических классов (лингвистического, математического направлений);

·        экспериментальная площадка по программе «Формирование художественной культуры личности учащихся в системе преемственности дошкольного, начального и среднего звена школьного образования» (на основе национально-региональтного компонента);

·        действующий Управляющий совет;

·        наличие информационных материалов по культуре народов населяющих наш край в районной библиотеке;

·        динамически развивающиеся гражданские институты;

·        наличие компьютерных классов, кабинетов психологов, логопеда, актового зала, музея, двух спортивных залов;

Для достижения заявленных целей необходимо:

·        изменение школьного и регионально компонента учебного плана в соответствии с программой развития школы;

·        составление новых образовательных программ;

·        повышение квалификации кадров,  овладение технологиями и методами ведения исследовательской работы с целью изучения  культур народов, населяющих Бурятию, их обычаев и традиций;

·        охват школьников образовательной деятельностью через спец. курсы, факультативы, экскурсии;

·        разработка маршрутов по изучению культур наследия края последующей подготовкой экскурсоводов и гидов-переводчиков;

·        заключение договоров с Корсаковской, Посольской и Иволгинской средними школами. 

Деятельность в рамках программы развития школ

 

Механизм реализации программ состоит из 3-х этапов (аналитический, практический, итоговый) и рассчитан на 5 лет.

Аналитический  этап:

¾   предпроектная диагностика;

¾   анализ деятельности школы (за последние три года);

¾   изучение социума села;

¾   обсуждение гражданского заказа (форум);

¾   анализ состояния ресурсной базы;

¾   создание постоянно действующего семинара «Методические основы экспериментальной работы в школе»

 

       Практический этап:

¾   пошаговое планирование

Подпись: Получение готовых знаний – «словесно-книжное краеведение»
Подпись: Самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа
Подпись: Исследовательская работа

  

 

 

 

 

 

       Итоговый этап:

¾   постпроектная диагностика;

¾   сравнительная характеристика предпроектной и постпроектной диагностики;

¾   отслеживание результатов через участие в конкурсах, грантовых проектах, конференциях и т.п.;

¾   участие в туристической деятельности.

              При реализации программы будет задействована вся школа. С учетом особенности восприятия человека, необходима трехуровневая система образования: в младших (1-4) , средних (5-8 кл.), старших (9-11 кл.)

            Необходимость подобной многоступенчатости образования обусловлена тем, что в младших классах легче усваиваются нравственно-этические  нормы поведения, в средних – система научных знаний, а в старших - нормативно-правовые документы, научные обобщения и закономерности развития процессов и систем.

              Таким образом, будет осуществляться непрерывность образования и воспитания национальных культур. Дети будут вовлечены в разные виды деятельности по интересам. Одни будут заниматься поисково-исследовательской работой. Другие -  обработкой информации, разработкой новых маршрутов. Учащиеся лингвистического класса будут работать по курсу Region Study.

  Ожидаемые результаты 

                  Реализация эксперимента будет способствовать решению проблем нравственного, патриотического, эстетического, физического воспитания, научно-исследовательской работы и послужит толчком для благоприятного развития школы:

¾   создание в школе более комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

¾    улучшение материально-технической обеспеченности образовательного процесса;

¾   удовлетворение интересов и развитие разнообразных способностей школьников;

¾   разработка новых образовательных программ по истории, географии, литературе, экологии, английскому языку;

¾   повышение уровня образованности учащихся, их общей культуры, осведомленности, конкурентоспособности, психологической устойчивости, осознанности и ответственности за совершаемые поступки, коммуникативности;

¾   формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, национального согласия, сотрудничества и взаимопонимания;

¾   духовное оздоровление и развитие личности, что приведет к росту числа учащихся, ведущих и пропагандирующих здоровый образ жизни;

¾   расширение образовательного пространства для развития международных отношений и обмена культурами;

¾   возможность школьникам создавать свои проекты;

¾   сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств школьников через туриско - поисковую деятельность;

¾   умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурсионную, лекторскую деятельность; знание норм этикета.

 Оценка 

1.      Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка качеств, приобретенных учащимися, их достижений за время учебы и первый год после окончания 9 или 11 класса.

2.      Анализ и описание найденных новых форм работы с родителями, общественностью, применяемых технологий в работе школы.

3.      Анализ и описание результата первого опыта партнерства с социальной средой.

4.      Отследить, проанализировать, сделать выводы о первых результатах социализации школьников на примере выпусков 2008-2010 учебных годов.

5.      Описание технологий образовательного процесса в школе с приложением описаний  найденных эффективных методов работы.

6.      Данные для оценки выполнения каждой задачи будут анализироваться следующим образом:

¾   Наблюдение за учащимися в ходе образовательного процесса;

¾   Тестирование;

¾   Анкетирование учащихся;

¾   Анкетирование родителей и других участников образовательного процесса;

¾   Анкетирование педагогов;

¾   Изучение соответствующей литературы;

¾   Диагностические методы и мониторинг результатов деятельности по каждому этапу реализации программы;

¾   Опросы общественного мнения, проводимые среди населения школьными журналистами;

¾   Оповещение деятельности учащихся и органа школьного самоуправления через школьную газету «По секрету всему свету».

Устойчивость инновационной деятельности и дальнейшее развитие

 1.     Программа развития школы составлена согласно социальному заказу родительской общественности и одобрена Управляющим советом.

2.     Устойчивая поддержка данной программы развития школы со стороны МО СП «Кабанское».

3.     Программа развития школы обсуждена и поддержана Педагогическим советом и органом школьного самоуправления.

Возможные риски

1.     Проявление шовенистких наклонностей;

2.     Влияние различных религиозных сект;

3.     Погодные и технические условия;

4.     Неуверенность туристов в свободном владении языком со стороны учащихся.

 Пути минимизации влияния факторов риска 

1.     Дать прочные знания учащимся в области знания культур народов Бурятии с использованием информационно-образовательного центра;

2.     Проводить разъяснительную работу с учащимися имеющими шовенисткие наклонности,  с привлечением психологической службы;

3.     Итоговый контроль в виде экзамена, формой которого может быть деловая игра «Экскурсия».

4.     Организовать переписку с носителями языка и практиковать обмен семьями.

 

на главную история школы администрация программа развития методические находки школьные дела школьный фотоальбом
Сайт управляется системой uCoz